Гитарные потенциометры
Они используются для регулировки громкости и тембра. Принципиально потенциометр представляет собой делитель напряжения. При минимальном положении ручки (на ноль) «плюс» замыкается на землю, и мы ничего не слышим, а при максимальном почти весь сигнал идет дальше в звуковой тракт. Почему почти, а не весь? Дело в том, что в этом положении между выводами датчика сохраняется сопротивление, равное номиналу и очень малая часть сигнала все равно утекает впустую.
Тут мы и подходим к отличию потенциометров с разными номиналами.
Наиболее часто встречающиеся - 25, 250 и 500 кОм(килоом). 25 кОм обычно используются с активными звукоснимателями, 250 кОм с синглами, а 500 с хамбакерами.
Как уже было сказано, часть сигнала и особенно высокие частоты с удовольствием утекают через потенциометр, и чем его номинал меньше, тем более это выражено. Именно поэтому более яркие синглы используют со значением 250 кОм, а хамбакеры, которым яркость не помешает, на 500. Но почему с активными звукоснимателями устанавливают 25 кОм? Особенностью активов является тот факт, что на них внешняя нагрузка влияет значительно меньше, чем на пассивные и они прекрасно работают с более низким номиналом.
Также важным параметром является график зависимости сопротивления от положения ручки. В гитарах чаще можно встретить линейную и логарифмическую зависимости.
Линейные меняют свое сопротивление равномерно, а логарифмические в начале регулировки имеют плавный рост, а в конце более крутой.
Линейные чаще всего применяют для настройки тембра, а логарифм для громкости. Поскольку уши человека воспринимают увеличение сигнала логарифмически, потенциометр с такой же характеристикой обеспечивает ощущение более плавной регулировки. Но допустимо для громкости использовать и линейные, если музыканту удобнее использовать такой тип управления.
Также потенциометры бывают разных производителей и стоимости. Как правило, более дорогие чуть лучше защищены от попадания пыли и грязи и имеют более надежную и долговечную конструкцию. В плане разницы в звуке дорогой и дешевый, но с одинаковым номиналом, будут звучать одинаково.
Помимо простых потенциометров существуют пуш-пуллы, где в одном корпусе объединен минипереключатель и сам регулятор. Переключатель работает за счет вытягивания ручки управления вверх. Это позволяет добавлять возможность переключения режимов звучания датчика (например отсечка, параллель, противофаза) без сверления дополнительных отверстий в самом инструменте.
В гитаре чаще всего можно увидеть два потенциометра, один для регулировки громкости, второй для тона, но нередко из схемы убирают «крутилку» тона. Так делается для того, чтобы получить еще более яркий звук, ведь чем больше потенциометров соединены одновременно, тем сильнее потери верхних частот.
Также, для предотвращения этого, между сигнальными лапками ставят резистор с конденсатором. Такая модификация называется “treble bleed mod», которая позволяет ВЧ идти напрямую в тракт, практически независимо от положения ручки громкости и наличия тона.
Вариантов электрических схем великое множество и грамотное умение их применить может также существенно улучшить и точно настроить звучание вашей гитары под ваши нужды.